Международный центр новых медицинских технологий
Естественная психология
Энерго-информационные технологии
Доктор Егоров
Библиотека
Публикации
Видео
Вход | Регистрация

Состояние мировой психологии личности

Аналитическая психология (К.Г. Юнг)

А. п. создана швейцарским психиатром и психологом Юнгом и разрабатывается его многочисленными последователями. Как и в др. теориях глубинной психологии (см. также Психоанализ, Индивидуальная психология), гл. внимание в ней уделяется бессознательным психическим процессам. В психоанализе и А. п. есть общие категории и объяснительные принципы.

 

Антипсихиатрия (Р.Д. Лэйнг)

А. - одно из направлений экзистенциального психоанализа , основоположником которого явл. Лэйнг. В основе концепции Лэйнга лежит понятие "онтологически защищенной личности", обладающей способностью быть автономной индивидуальностью, т.е. ощущающей непоколебимую уверенность в своей собств. реальности и идентичности, а также в реальности и идентичности др. людей.

 

Антропологическая теория (Ч. Ломброзо)

А. т. - теория криминалистики, судебной психологии и психологии личности, возникшая в Италии в 70-х гг. XIX в. В ней особое внимание уделяется проблеме взаимосвязи психической болезней личн. и свойств преступной личн. А. т. развита в трудах Ломброзо. Суть подхода А. т. сводится к следующему: преступление, совершаемое преступной личн., такое же естеств. явление, как рождение, болезнь, смерть. Поэтому причины преступности лежат в самой психофизиол. природе личности, В А. т. разработана первая классификация преступных личностей.

 

Бихевиоральные теории личности (Н.И. Повякель)

Б. т. л. - направление теор. и эксперимент, психологии, основывающееся на схеме S-R (стимул-реакция). Оно сформировалось в амер. психологии на основе идей И. П. Павлова, Дж. Б. Уотсона, Э. Л. Торндайка. Представители этого направления - Э. К. Толмен, Э. Р. Гутри, К. Л. Халл, Скиннер, Н. Е. Миллер, Дж. Доллард. Подход отличается особым вниманием к построению эксперимент, процедуры, науч. точности и контролируемости результатов. Методическим арсеналом Б. т. л. явл. процедуры формирования связей между воздействием на личность и определ. поведением.

 

Гештальттерапия (Ф.С. Перлз)

Основатель данного психотерапевтич. направления - Перлз. Представителями этой школы явл. также Л. Перлз, П. Гудмен, Дж. Симкин, Р. Хефферлин, К. Наранхо. На развитие направления оказали влияние совр. запад, философия (феноменология, экзистенциализм), дзен-буддизм, разл. психотерапевтич. подходы: психоанализ, психодрама , телесно- ориентированная психотерапия.

 

Гуманистическая психология (К.Р. Роджерс)

Для теории личности Роджерса характерны все осн. положения Г. п., в рамках которой эта теория создана. В качестве осн. движ. силы функционирования личн. рассматривается тенденция к самоактуализации или потребность чел. реализовать свои врожденные потенциальные возможности.

 

Гуманистический психоанализ (Э. Фромм)

Теория личн. Фромма - это попытка преодолеть ограниченность психоаналитич. теории с ее биологизаторской детерминацией развития личности и рассмотреть роль социологич., полит., экон., религ., культурных факторов ее формирования.

 

Диспозиционная теория личности (Г.У. Оллпорт)

Оллпорт определяет личн. как реальную сущность каждого конкретного чел., уникального в своем своеобразии. Личностью ученый наз. то, что лежит за конкретными поступками чел. внутри него самого. "Личн. - это динамическая организация тех психофизич. систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление". Она не явл. статичной сущностью, хотя и имеет основополагающую структуру, постоянно эволюционирует.

 

Индивидуальная психология (А. Адлер)

Основные принципы И. п. - целостность психической жизни личн., стремление к превосходству как осн. мотивационная сила в жизни личн., а также социальная принадлежность человека.

 

Католический экзистенциализм (Г.О. Марсель)

Путь к истине, по мнению Марселя, ведет через акты внутр. самосознавания, условием которого есть сосредоточенность, медитативное состояние обращенности на самое себя, установление "внутр. тишины". Чел. - паломник, устремленный к собств. внутр. "Я", которое постоянно меняется. Бытие явл. процессом вечного обновления, непрерывного рождения.

 

Конституциональные теории личности

Концепции опираются на идею о детерминации поведения личн. конституционными особенностями. Под конституцией понимаются структура организма чел., врожденные физиол. характеристики. Идеи биол. обусловленности индивидуальных различий развивали Гиппократ, Л. Ростан, Г. Виола, Кречмер, Шелдон, К.Конрад.

 

Концепция «человекознания» (Б.Г. Ананьев)

Концепция построена на теор. и эксперимент, исследованиях индивид, развития чел. в системе синтетического человекознания. По Ананьеву человеч. эволюция - это единый процесс во всей множественности его состояний и свойств, детерминированный истор. условиями жизни чел. в обществе.

 

Культурно-историческая теория (Л.С. Выготский)

Концепция разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг. XX в. Одной из первых публикаций была статья "Проблема культурного развития ребенка" в журнале "Педология" в 1928 г.

 

Логотерапия (В.Э. Франкл)

Теория личн. Франкла включает три осн. составляющие: учение о стремлении к смыслу, о смысле жизни и о свободе воли. Осн. тезис учения о стремлении к смыслу гласит: человек стремится обрести смысл и ощущает экзистенциальную фрустрацию или вакуум, если его попытки остаются нереализованными.

 

Марксистские теории личности

Кроме описанных в отдельных статьях теорий личн. (Культурно-историческая теория; Теория деятельности; Философско-психологическая концепция и др.), существует еще ряд концепций, использующих осн. положения философии марксизма.

 

Межличностная теория психиатрии (Г.С. Салливан)

Теория межличност. отношений известна также под названием социальной психиатрии. Ее автора - Салливана - некоторые ученые относят к неофрейдистам, т. к. его позиция близка идеям Хорни, Фромма . Другие считают ее самостоятельной и оригин. науч. концепцией.

 

Неофрейдизм (К. Хорни)

В теории Хорни биол. ориентированность, характерная для классич. психоанализа , заменяется социокультурной, присущей Н. С т. з. Хорни, решающим фактором развития личн. явл. социальные отношения между ребенком и родителями, прежде всего касающиеся двух важнейших тенденций детства - стремления к удовлетворению своих желаний и стремления к безопасности.

 

Онтопсихология (А. Менегетти)

А. Менегетти (р. в 1936) - итал. психолог, психотерапевт, основатель школы и Между нар. ассоциации онтопсихологии (1970). Психологи, объединенные идеями этой школы, разрабатывают методы психол. и психотерапевтич. помощи пациентам в решении их психосоматич. проблем.

 

Оргонная психотерапия (В. Райх)

Психотерапия Райха базируется на идее преобразования движения оргонной энергии. Понятие "оргонная энергия" соответствует фрейдовскому понятию "либидо".

 

Персоналистическая психология (В. Штерн)

Согласно Штерну, П.п. представляет собой новую ориентацию всей психологич. науки, ставящей в центр своих исследований целостность личности как структ. образование, состоящее, в свою очередь, из частных целостных подструктур — органов, функций, отношений, направленности на разл. цели, определ. достижений, свойств и переживаний, находящихся в соподчинении друг с другом.

 

Персонология (Г. Меррей)

Меррей предложил термин "П." не только для обозначения собств. концепции, но и для любых исследований в области психологии личн. Его теория личн. во многом заимствовала осн. положения психоанализа 3. Фрейда.

 

Понимающая психология (Э. Шпрангер)

Теория Шпрангера восходит к идеям нем. философа и психолога В. Дильтея, считавшего осн. задачей психологии раскрытие целостной душевной жизни личн., достигаемой с помощью понимания как осн. метода наук о духе.

 

Психоанализ (3. Фрейд)

Стержнем всей системы П. явл. предложенная 3. Фрейдом структ. модель личн., базирующаяся на т. н. топографич. модели психики, включающей три слоя - сознательный, предсознательный и бессознательный.

 

Психодрама (Я.Л. Морено)

Морено считал наиболее глубинным филогенетич. фактором личн., формирующим человеч. поведение, ее спонтанность. С исчезновением спонтанности личн. погибает. Структура личн., по мнению Морено, представляет собой набор ролей.

 

Психология поведения (П. Жане)

П. п. - общепсихол. концепция личн. начала XX в., разработанная Жане. П. п. примыкает к теориям социальной обусловленности психики vi развития личности, а также к франц. социолог, школе, представители которой рассматривали личн. прежде всего как продукт социального развития.

 

Психология отношений (В.Н. Мясищев)

У истоков теории Мясищева лежат идеи Лазурского о классификации личн., согласно типам их отношений к окружающей действительности. Осн. положение П. о. заключается в том, что личн., психика и сознание чел. в каждый данный момент представляют единство отражения объективной действительности и отношения чел. к ней.

 

Психология сознания (У. Джемс)

Среди наиболее продуктивных идей научи, психологии идея "потока сознания", выдвинутая амер. психологом Джемсом более 100 лет назад, одна из самых значительных. С т. з. Джемса, "сознание личн. заключается в осознании потока мысли, в котором каждая часть в качестве субъекта помнит предшествующие, знает известные этим частям объекты, сосредоточивает на некоторых из них свои заботы как на своей личн, и присваивает последней все остальные элементы познания".

 

Пятифакторная модель личности

В факторных теориях личн. рассматривается как состоящая из стабильных внутр. факторов, обусловливающих индивидуальные различия. В этой теоретич. рамке работали Оллпорт, Айзенк, Кэттелл, Р. Норман, Л. Голдберг.

 

Рефлексологическая теория (В.М. Бехтерев)

Р. т. - естественнонаучное направление в психологии и психологии личн., получившее развитие в России в первой половине XX в. Основатель Р. т., Бехтерев, изложил план ее построения в ст. "Объективная психология и ее предмет" (1904). Р. т. определяется сначала как "объективная психология", позднее - как "психорефлексология", потом - как "рефлексология" - особая "биосоциальная наука".

 

Система дзен-буддизм

Дзен-буддизм - одна из самых значительных буддийских сект в Китае и Японии, явл. уникальным орденом вост. мистицизма, претендующего на передачу сущности духа буддизма непосредственно от Будды без какого-либо священного писания, тайной доктрины, догматов, таинственного обряда или символов, раскрывающих его значение и сущность.

 

Социально-когнитивная теория (А. Бандура)

С.-к. т. - теория личн. второй половины XX в., разрабатываемая в трудах Бандуры. Несмотря на то, что ее нередко относят к бихевиористским теориям личн., она предлагает принципиально другое, отличное от бихевиоризма представление о личн.

 

Структурный психоанализ (Ж. Лакан)

Теория базируется на идеях Лакана о ведущей роли языка как феномена культуры в расшифровке и понимании бессознательных процессов. Кардинально пересмотрев теорию 3. Фрейда с позиций структ. лингвистики и семиотики. Лакан отождествил бессознательное со структурой языка.

 

Теория деятельности (А.Н. Леонтьев)

Т. д., рассматривающая личн. в контексте порождения, функционирования и структуры психического отражения в процессах деятельности, разработана во второй половине XX в. в трудах Леонтьева.

 

Теория интегральной индивидуальности (B.C. Мерлин)

Концепция личн. Мерлина раскрывается через его подход к пониманию чел. как интегральной индивидуальности, т. е. взаимосвязям ряда свойств, относящихся к нескольким иерархическим уровням, подчиненным разл. закономерностям.

 

Теория первичной травмы (О. Ранк)

Теория создана в концептуальной рамке глубинной психологии. В фокусе ее внимания находится психоаналитич. рассмотрение разл. характеристик культуры. Ранк первым из психоаналитиков применил толковательный метод для анализа символ, продукции коллективного творчества человечества, л-ры, искусства.

 

Теория личностных конструктов (Дж.А. Келли)

Т. л. к. - когнитивная теория личн., разработанная в 50-х гг. XX в. амер. персонологом Келли. Цель Т. л. к. состоит в объяснении того, к. о. личн. интерпретирует и прогнозирует свой жизн. опыт, предвосхищает (конструирует) будущие события, управляет переживаемыми событиями.

 

Теория поля (К. Левин)

Т. п., рассматривающая личн. как сложное энерг. поле, мотивируемое психол. силами и ведущее себя избирательно и креативно, разработана в первой половине XX в. Левиным. Для описания психол. реальности, построения структуры личн. и моделирования ее поведения в Т. п. используются средства топологии как раздела математики, изучающей свойства геом. фигур и взаимное расположение фигур.

 

Теория ролей

Т. р., или социально-психол. теория символ, интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер, Э. Гоффман, М. Кун и др.) рассматривает личн. с т. з. ее социальныхролей. Относится к социологизаторские концепциям, поскольку утверждает, что социальная среда есть решающий фактор развития личн. и выдвигает на первый план значение межличност. взаимодействия людей (интеракции), ролевого поведения.

 

Теория самоактуализации (А.Г. Маслоу)

Маслоу заложил осн. принципы гуманистич. психологии, предложив в качестве модели личн. ответственного чел., свободно делающего свой жизн. выбор. Избегание свободы и ответственности не дает возможности достичь подлинности, аутентичности.

 

Теория социального научения (Дж. Роттер)

Т. с. н. - когнитивная теория личн. второй половины XX в., разработанная амер. персонологом Роттером. Согласно Т. с. н., социальное поведение личн. можно исследовать и описать с помощью понятий "поведенческий потенциал", "ожидание", "подкрепление", "ценность подкрепления", "психологическая ситуация", "локус контроля".

 

Теория установки (Д.Н. Узнадзе)

Концепция личн. Узнадзе строится на понятии "установки", которую он считал гл. психол. образованием. Установка считается осн. регулятивным механизмом поведения чел., определяя его направленность и избирательную активность.

 

Трансакционный анализ (Э. Берн)

Личн. в концепции Берна рассматривается как совокупность особых состояний Эго, проявляющихся в специф. состояниях сознания и образцах поведения. С помощью структур, анализа автор выделяет три осн. Эго-состояния.

 

Трансперсональная психология (С. Гроф)

Концепция личн. в Т. п. разработана Грофом в процессе эксперимент, изучения многочислен, группы феноменов человеч. сознания, возникающих в сеансах психоделической терапии под воздействием психоделиков (ЛСД и др.).

 

Факторные теории личности

Теории стали развиваться после распространения факторного анализа как инструмента количеств, измерений и классификации признаков. В психол. исследованиях Ф. т. л. были ориентированы на эмпирич. исследования индивид, различий личн.

 

Философско-психологическая концепция (С.Л. Рубинштейн)

Будучи пионером в использовании онтологич. подхода в отечествен, психологии, Рубинштейн впервые включает человека в структуру его бытия не как рядоположный с др. уровнями бытия элемент, а как активный, преобразующий бытие субъект.

 

Христианский персонализм (Э. Мунье)

Мунье определял персонализм как экзистенциальную философию, в центре которой находится человеч. существование. "...Слово exister благодаря своей приставке означает, что быть - значит развертываться вовне, выражать себя".

 

Экзистенциальная психология личности

Это совр. направление в психологии личн. уходит корнями в экзистенциализм как популярную филос. школу второй половины XX в., возникшую на основе философии жизни, феноменологии, персонализма, идей С. Кьеркегора, Хайдеггера , Ж. П. Сартра, А. Камю и др.

 

Эпигенетическая теория (Э.Г. Эриксон)

С позиций Эриксона, Эго составляет основу поведения и функционирования чел. и явл. автономной личност. структурой, осн. направлением развития которой можно назвать социальную адаптацию.

 

Эстетико-философская концепция личности (М.М. Бахтин)

Исследуя ключевую для своего творчества идею "Я" и Другого, Бахтин вводит в единый контекст диалогизм понимания, личн. и бесконечность смысла . В основе такого сближения лежит представление о двух формах познават. активности: монологической - познание вещей и любых объектов знания (в т. ч. и чел.) как вещей и диалогический - познание др. субъекта.

 

Другие теории и концепции личности

 



© 2010 Международный центр новых медицинских технологий
Разработка сайта — Александр Типикин
Республика Карелия, г. Петрозаводск
Тел.: +7 (911) 400-38-98